Подводная лодка типа «М»



    

    В 1932 году, когда было принято решение о создании Тихоокеанского флота, для быстрейшего его вооружения было сделано предложение о постройке малых подводных лодок, которые можно было бы перевозить по железной дороге в собранном виде. Предложение приняли, несмотря на то, что боевые и мореходные качества этих лодок были недостаточными: подводный ход – всего 6 узлов. Несколько подводных лодок типа «М» VI серии было построено и отправлено на Дальний Восток, поскольку политическая обстановка на Тихоокеанском театре была напряженной. Однако вскоре решили эти лодки перепроектировать, с тем чтобы увеличить их подводную скорость, дальность плавания и глубину погружения. Так появились подводные лодки типа «М» XII серии с увеличенным водоизмещением до 208 т – однокорпусные, с цистернами главного балласта, расположенного внутри прочного корпуса. Дизель мощностью 800л с позволял иметь надводную скорость до 14 узлов. Гребной электродвигатель и аккумуляторная батарея с вдвое большим запасом энергии, чем на «М-VI»,позволяли развивать под водой скорость 8,4 узла вместо 6 узлов на VI серии. Испытания новой лодки прошло успешно, и в 1935 году была начата постройка этих лодок для всех флотов. Эти сравнительно небольшие лодки с полностью электросварным корпусом тоже можно было перевозить по железной дороге без разборки.
    В 1939 году конструкторы приступили к проектированию следующей ,более совершенной серии подводных лодок-лодок типа «М-ХV». Главный водяной балласт у них размещался в наружном корпусе ,в бортовых цистернах в виде Булей вдоль корпуса. Водоизмещения новых лодок было увеличено до 280 т .Однако при снятых бортовых частях наружного корпуса их тоже можно было перевозить на железнодорожных транспортерах. В отличие от «малюток» XII серии на лодках XV серии устанавливалось по два дизеля по 800 л. С. Количество носовых аппаратов увеличено до четырех вместо двух.
    Подводных лодок «М-XII» было построено очень много, и они принимали деятельное участие в сражениях Великой Отечественно войны. «Малютки» VI серии оказались малоэффективными, а лодки XV серии успели построить только на Севере в конце войны.
    На Балтийском море подводные лодки типа «М» следствии недостаточной дальности подводного плавания не могли выходить в море через Финский залив и использовались главным образом для разветки. На черном море подводные лодки типа "М" действовали активнее и совершили много походов. Но наибольшего успеха "МАЛЮТКИ" добились на северном флоте.

Тактико - технические характеристики

Водоизмещение:
Надводное 203 т
Подводное 254 т
Скорость полного хода:
Надводного 14 узл.
подводного 8,3 узл.
Глубина погружения 90 м
Длина 45 м
Ширина 3,5 м
Вооружение:
Носовые торпедные аппраты 2
45-мм орудие 1